«Фабрика грез» – на то и фабрика, что среди ее изделий периодически попадается брак. Шоу-бизнес только наполовину шоу, а где бизнес – там и риски, и неоправданные инвестиции, и прочие законы экономики, которые никто не отменял. Случается, что конечный результат в виде очередного блокбастера приносит своим создателям не славу и очереди в кассы кинотеатров, а десятки и даже сотни миллионов убытков.
Кого винить в том, что грандиозный по замыслу и постановочному размаху исторический эпик Оливера Стоуна «Александр» провалился в прокате? Вечно провоцирующий скандал режиссер изобразил великого завоевателя бисексуалом, чем внес смуту в политкорректные умы американской публики. В своем интервью журналу Playboy Стоун так и сказал: «Мы решили покопаться в его сексуальной жизни. Знаете, может, кого-то эта точка зрения и обидит, но в те времена к этому относились иначе». Что ж, не стоит обижаться и Оливеру. Его опус при бюджете в 155 млн. долл. с трудом собрал на родине 34. Больше всех сему факту удивился Колин Фаррелл, сыгравший главную роль. Он-то уже паковал чемоданы на церемонию Оскара и подыскивал достойное место в квартире для золотой статуэтки, а пришлось взять паузу и переосмыслить свою карьеру.
Совместный «супружеский» проект Бена Аффлека и Дженнифер Лопес «Джильи» в 2003 году «прославился» у критиков и зрителей. Сообразив, что их творение не смогло достучаться до сердец поклонников, парочка поспешила разорвать отношения, чем изрядно огорчила многочисленные таблоиды. Затратив на этот бездарный, жестокий и глупый фильм полсотни миллионов, продюсеры сумели вернуть только десятую часть. Критики же настоятельно рекомендовали любому, кому понравилось кино с шутками про инвалидов, плавающими в аквариуме мозгами и лесбиянками, провериться у психиатра. Тем горше был провал, учитывая, что в режиссерском кресле восседал Мартин Брест, автор блистательного комедийного боевика «Полицейский из Беверли-Хиллз» и шикарной драмы «Запах женщины» с Аль Пачино. Брест с тех пор больше в кино не работает.
Фиаско анимационного проекта «Тайна красной планеты» (в оригинале – «Марс требует мамочек») оценивается как минимум в 100 млн. долл., а сама лента достойна звания «Самого громкого падения шкафа 2011 года». Критики буквально разорвали картину, особо отметив крайне неудачное визуальное решение, основанное на технологии motion-capture, когда мультяшные персонажи рисуются с живых людей. Многие киностудии после этого попросту боятся поддерживать рублем эту, безусловно, перспективную технологию. А может, всему виной извечная проблема с голливудскими фильмами про Марс? Что и говорить, с красной планетой киношникам как-то не везет: на один толковый фильм обязательно приходится кошмарный трэш, а то и два.
А вот в неудаче комикса «Женщина-кошка» стоит винить только Холли Берри. Актрисе ли не знать, что над каждой исполнительницей роли девушки агента 007 («Умри, но не сейчас») висит проклятье. Берри же, не успев получить Оскар за роль в «Бале монстров», тут же кинулась зарабатывать деньги в блокбастерах. И споткнулась на самом очевидном булыжнике. 100-миллионный бюджет «Женщины-кошки» в результате окупился лишь на треть, а сам фильм зрители признали одним из худших в 2004 году, вручив все той же Берри «Золотую малину». Актриса стойко перенесла удар судьбы, лично приняв унизительную награду (что, в общем-то, редкость) из рук организаторов «премии». Она даже попыталась оправдаться: «За время съемок фильма я приобрела огромный опыт и многому научилась». Ну и ладно, по крайней мере хоть кто-то получил удовлетворение от этой нудятины.
«Газуй!» – гласил слоган летнего блокбастера тогда еще братьев Вачовски «Спиди-гонщик». Увы, надежда на очередной хит от создателей «Матрицы» не оправдалась. Судя по всему, возникли проблемы с зажиганием. Другие режиссеры восприняли провал фильма как предостережение всем зазнавшимся особам. Киноверсия давно забытого мультфильма обошлась авторам в 120 миллионов, из которых в кассах кинотеатров осело только сорок с небольшим. Понадеявшись на свою репутацию, Вачовски не уделили должного внимания маркетинговой кампании, да и первые вялые рецензии сыграли свою роль в скоропостижной кончине «Спиди-гонщика». Лишь одно греет душу создателей: выйдя на DVD, картина обрела второе дыхание и даже пользовалась ограниченной популярностью в узких кругах. Но печатать деньги, как «Матрица», все равно не научилась.
«Поле битвы: Земля» официально считается одним из самых отстойных фильмов за всю новейшую историю кинематографа. Лента прогорела в прокате на 73 млн. долл. и практически задушила второе дыхание успешной карьеры Джона Траволты, начавшееся с его триумфального возвращения в шедевре Тарантино «Криминальное чтиво». Проблема в том, что картина ужасна по всем статьям. Большой поклонник творчества Рона Хаббарда, создателя околонаучного и религиозного движения, а также член его Церкви Саентологии, Траволта лично продюсировал картину. И, судя по всему, мечтал о лаврах «Звездных войн». Однако недалекие диалоги, неестественная актерская игра, кошмарные спецэффекты вкупе с непомерными амбициями похоронили мечты Джона на корню. «Поле битвы: Земля» являлась экранизацией лишь половины бестселлера Хаббарда, но продолжение так и не вышло. И вряд ли когда-нибудь выйдет.
Это сегодня пиратская тематика считается золотой жилой. А до появления на экранах капитана Джека Воробья это направление буквально скончалось на руках у продюсеров. Самый яркий пример – громкий провал в 1995-м году приключенческого фильма «Остров головорезов». Автор двух крепких и удачных боевиков «Крепкий орешек 2» и «Скалолаз» Ренни Харлин решил, что схватил бога за бороду, и вбухал почти 100 миллионов долларов в морской экшн с участием своей тогдашней супруги, популярной актрисы Джины Дэвис. И одним разом перечеркнул и свою успешную карьеру режиссера, и мечты на светлое будущее своей возлюбленной. Трудно сказать, стали ли грандиозные убытки картины причиной семейной драмы, но уже спустя три года супруги разошлись. Печально, что один из самых провальных блокбастеров за всю историю кино (с учетом инфляции потери составляют порядка 150 миллионов), утащил вместе с собой на дно и известную кинокомпанию Carolco Pictures, на которой создавались знаменитые «Терминаторы».
Объяснить, что произошло с карьерой знаменитого афроамериканского комика Эдди Мерфи, никто не берется. Как бы там ни было, после «Приключений Плуто Нэша» (при 100-миллионном бюджете лента заработала в прокате всего 7 миллионов) актеру доверяют лишь озвучивать ослов в многочисленных «Шреках». Впрочем, звезда комедийных боевиков «48 часов» и «Полицейский из Беверли-Хиллз» должен быть по гроб жизни обязан авторам фильма, ибо изначально ленту планировали выпустить еще в 80-х. Стань он лицом этого фантастического мусора тогда, вполне возможно, нынешнему поколению зрителей фамилия Мерфи была бы и вовсе незнакома.
История Голливуда славится не только невероятными кассовыми хитами, но и столь же серьезными неудачами. Зачастую ни звездные имена на афише, ни огромные инвестиции, ни даже широкая реклама не могут гарантировать стопроцентный успех у публики. Так, в 1997-м постапокалиптический экшн «Почтальон» чуть было не поставил жирный крест на карьере Кевина Костнера. Создатели супербоевика про самолет «Стелс» в 2005-м потеряли 100 миллионов в родном прокате, сумев лишь частично покрыть убытки за счет показа фильма в других странах. Сколько этих «неудачников» было, и сколько их еще будет…