Считается, что счастье — это краткий миг. Возможно, поэтому среди тех, кто привык жить одним мгновением, счастливых людей больше. Почему же их образ жизни кажется окружающим аморальным, разбиралась Анна Васильева.
Вот уже много лет друг моего детства Максим не строит планов дольше, чем на сутки, превращая свою жизнь в бесконечный источник сюрпризов. Например, однажды Максим две недели питался одной красной икрой, потому что потратил последнее на покупку трехлитровой банки деликатеса. В другой раз заявился на досмотр в аэропорт, забыв выложить из сумки сигарету с марихуаной. Чтобы спастись от ареста, Максим вежливо предложил «косяк» полицейскому в подарок. Только за последний год он сменил четыре съемные квартиры и купил одну по случаю в Бангладеш, оформив сделку прямо в аэропорту города Дакки. Кстати, своей недвижимости он никогда не видел. Зато шесть раз просыпался в незнакомых отелях, три — с незнакомыми женщинами, один — с незнакомым мужчиной, но всегда в неизменно прекрасном настроении.
Дети и животные вызывают у нас восхищение, потому что умеют радоваться каждой минуте жизни. Секрет Максима в том же. Он не откладывает счастья на потом и не омрачает свое сознание мыслями о будущем. Он вообще не понимает, почему и ради чего стоит прощаться с этим ощущением. Много лет назад в коридоре НИИ, где работали родители Максима, он увидел, как его мама, младший инженер, обливалась слезами, жалуясь папе: «Пока твоя начальница не выйдет на пенсию, тебе не прибавят 10 рублей к зарплате!» Максиму было семь, но детское сердце буквально сжалось от ощущения, что маму постигла страшная трагедия. Ровно через месяц ее проблемы исчезли сами собой, потому что на дворе был 1991 год. 10 рублей превратились в пыль, а НИИ, где оба работали, распустили и отдали под склад. Стоила ли пыль миллионов нервных клеток? Теперь Максим твердо знает, что нет. Он уверен, что современный мир, где информация, мода и знания устаревают за день, где бесконечное количество женщин ежесекундно ищет знакомств в социальных сетях, а деньги появляются «сами собой» на кредитной карте, создан для счастья, а значит, именно для Максима.
Жизнь-малина
Формула «жить одним днем» притягивает многих моих знакомых, тем более что год от года возможности исполнять любое свое желание мгновенно только ширятся. Нам обещают гарантированные пенсии, дивиденды, кредиты, да и просто дарят подарки. Например, бесплатный сыр в супермаркете по время промоакций. Мой знакомый Григорий привык получать подарки судьбы и легко с ними расставаться. Подобно Остапу Бендеру за один день он может заработать миллион и стремительно потерять его на следующий. То, что не исчезает, он часто инвестирует в некие сомнительные предприятия. Не с прицелом на будущее, а так, just for fun. По его словам, наслаждаться жизнью здесь и сейчас — вот в чем цель нашей быстротечной жизни. Однажды на похоронах общего знакомого жена, не сдержавшись, обвинила Григория: «Вот видишь, лежит прекрасный человек, всю жизнь жил ради будущего своих детей, а ты стоишь тут, живой эгоист, проводя дни в удовольствиях». Сравнив свое положение с положением виновника мероприятия, Григорий согласился, что его собственная жизненная стратегия — единственно верная.
Искусство не думать о будущем Григорий освоил в лихие 1990-е. Однажды он твердо решил взяться за ум и для начала открыть накопительный счет. Но до банка он так и не доехал — в тот же день его партнеры сомнительной репутации решили присвоить себе все, что Григорий собирался отложить на старость. И даже больше. Голос в трубке сообщил, что бизнесмену придется расстаться с офисом, квартирой и доступом к счету. Происшествие стало лишь началом — вскоре на Григория повесили несуществующий долг и потребовали расплатиться. Потом — еще один. Несчастья преследовали Григория целый год, и каждый раз он понимал, что жизнь может быть еще хуже. С тех пор «про запас» бизнесмен держит лишь одну вещь — батончик «Сникерс» на случай острого голода.
Многим женщинам стиль жизни Максима и Григория кажется не столько взбалмошным, сколько романтичным. Но при мысли о браке с таким человеком все дружно крутят пальцем у виска. Неудивительно, ведь у нас, женщин, есть инстинкт продолжения рода, и забота о потомстве требует стратегического подхода. Какую заботу может проявить тот, кто звонит и сообщает, что на «полгодика» укатил на Галапагосы полюбоваться игуанами? «С мужчиной, у которого нет планов на будущее, трудно создать семью, — объясняет психолог, сертифицированный бизнес-тренер ICF Милана Тихонова. — Готовая для отношений или брака женщина подсознательно и сознательно ищет партнера по жизни и отца своих детей, способного разделить с ней ответственность. Партнером в этом случае должен быть личностно зрелый человек. Мужчина, который живет одним днем, не способен выдержать напряжения реальной жизни. Он остается по сути ребенком, хотя внешне может выглядеть солидно и даже руководить серьезным бизнесом». Впрочем, несмотря на все предостережения, Григорий женат.
Факт их брака его жена Екатерина объяснила мне очень просто: привычка не думать о будущем лишила Григория страха перед штампом в паспорте.
Нечего терять
Однажды я заглянула в гости к жене Григория и подвергла ее подробному и даже немного бестактному допросу: как она умудрилась прожить в браке с Григорием двадцать лет, да еще воспитать двух детей? Оказалось, что нет ничего проще: просто Катя вовремя угадывает, когда у мужа в бумажнике есть средства, которые тот собирается в очередной раз отправить на ветер, и первой накладывает на них руку. В обмен на доступ к средствам от нее требуется лишь одно — не волноваться о том, где и с кем супруг находится и во сколько вернется домой. Причем за двадцать лет ей всего лишь пару раз приходилось разыскивать Григория в полиции и один — затаскивать спящего супруга домой с лестничной площадки. Даже когда тот прилетел в аэропорт Домодедово и попал в зал прилета как раз во время теракта, она была спокойна как удав: привыкла, что Григорий всегда возвращается. И действительно, оказалось, что за секунду до взрыва чемодан Григория зажевало в ленте транспортировщика, носки и рубашки разбросало по полу, и он просто не успел выйти в зал для встречающих. Катя уже ничему не удивляется.
Другая моя знакомая, Наташа, напротив, верила, что беспечные мужчины исправимы, и считала, что способна придать жизни своего жениха большую целесообразность. Начала она с его карьеры — пристроила работать юристом в компанию подруги. Подопытный проработал там полгода, после чего был уволен за профнепригодность. Покидая офис, молодой человек протянул начальнику конверт со словами: «Возьмите, я все равно у вас ничего не делал». В конверте лежала пачка купюр — его зарплата за все время работы. «Не жди от жизни ничего, тогда тебе нечего будет терять» — так объяснил он поступок Наташе.
Врач-гипнотерапевт Денис Кузнецов видит счастье тех, кто живет одним днем, в ином свете: «Привычка не думать о будущем может означать вовсе не стремление радоваться каждому мгновению, а просто потерю глобальной цели, без которой само существование невозможно. Когда у человека нет цели, его психика включает режим разрушения, что может привести буквально к гибели». Причем виной всему будет страх перед неизвестностью, который свойственен всем нам, но кого-то поглощает целиком. «Страх этот будет скрыт за сотней причин: плохая погода, злое начальство, бесконечные пробки. Но на самом деле будет точить человека и лишать его уверенности в будущем и покоя в настоящем», — утверждает врач.
Конечно, до гибели в наш прогрессивный век обычно не доходит. По иронии судьбы рядом с человеком, решившим покончить с собой столь оригинальным способом, обязательно оказывается тот, кто взвалит на себя роль аппарата искусственного поддержания жизни (вроде Наташи) и будет продлевать благополучие партнера-овоща. «Каждый день они проживают как последний, — говорит о лишенных уверенности в будущем мужчинах моя бывшая коллега Света, — а именно: лежат без движения в койке и просят подать им предсмертную банку пива». Женщины с развитым материнским инстинктом просто не способны отказать таким в последнем желании. Когда моя знакомая развелась с подобным типом и выселила его в отдельную квартиру, тот позвонил ей и простодушно, как ребенок, спросил, когда же она заберет его обратно. С тех пор трижды в неделю подруга возит ему суп и делает уборку, предпочитая не думать о том, что же заставляет взрослого мужчину оставаться столь беспомощным. Однако есть те, кто готов позавидовать даже такому положению вещей. Как ни странно, это люди, которые патологически не способны жить настоящим.
Свет в конце
Мать моей подруги Насти любит повторять: «Сегодня должна быть война, иначе светлое будущее так и не наступит». В военное время любые радости жизни неактуальны, поэтому Насте запрещается пить кофе в кафе, «потому что нужно откладывать на завтра», покупать модную одежду — «если сегодня на тебе вещь из новой коллекции, завтра тебе не только будет нечего носить, но и есть». И конечно, под строгим запретом знакомства с мужчинами — «случайными связями можно раз и навсегда испортить репутацию». В итоге, раз в полгода выбираясь со мной в кафе, Настя испытывает страшные мучения, даже выбирая между невкусным, но дешевым кофе и вкусным, но дорогим. Какая уж тут радость жизни? По мнению Миланы Тихоновой, если человек живет только мыслями о будущем, то впадает в другую крайность — настраивается всегда только на результат. «Тогда жизнь, как скорый поезд, несется к намеченной цели мимо деталей. Но часто бывает так, что на конечной станции оказывается пусто, а мимо самого важного поезд уже проехал», — с сожалением объясняет Милана.
Задумавшись над балансом вечного и сиюминутного, я задала себе вопрос: какой из двух крайностей нам стоит опасаться сильнее? Пообщавшись с человеком, создающим самые важные объекты в жизни каждого — дома, я поняла, что гибель от привычки жить одним днем россиянам точно не грозит.
Архитектор Александр Эрман, основатель одноименного дизайнерского бренда, не берется судить о всех сферах жизни соотечественников, но поделился со мной наблюдениями из собственной практики. По его словам, в России люди, как правило, не живут одним днем, поэтому дома строят с прицелом на десятилетия, желательно «на века», закладывая ради внуков и правнуков стены в метр толщиной. Увы, привычка к добротному и «вечному» вредит эстетическому облику зданий. «В каком стиле должно быть оформлено строение, которое переживет несколько поколений? Конечно, в самом универсальном стиле всех времен — безвкусном. Нет ничего более постоянного, чем «миленький дом», в котором все будет «слегка» и без акцентов, чтобы «не надоело». Эта безвкусица и есть вечная классика и стиль будущего. Для создания такого архитектор даже вреден», — считает Александр.
Конечно, Эрман прав, отмечая, что в России вопросы красоты отходят на второй план по сравнению с вопросами достатка. «Однако «надолго» и «основательно» — это классическая мещанская психология, — считает архитектор. — Любите красоту? Обращайтесь к архитекторам, не будьте мещанами! Отрастите крылья и летите. Или хотя бы пытайтесь чаще смотреть вокруг свежим взглядом и меняйте то, что делает вашу жизнь пыльной и скучной».
Одна моя приятельница как раз только что возвела монументальное строение на шести сотках, заработав на него адским трудом. В ее планах — строительство гаража. Я снимаю шляпу перед таким упорством. Но так хочется адресовать этот текст именно ей и убедить, что жизнь может быть легкой и прекрасной не только в будущем.